Материал о средневековом ремесле изложен в пробном учебнике очень четко: строго дозированные конкретные данные (в маленькой мастерской работало не более 5—6 человек: мастер, члены его семьи, один-два подмастерья, ученики; количество изготовлявшихся изделий невелико) тут же получают обобщающую формулировку: «Ремесленное производство было мелким». Аналогично вычленяются остальные четыре признака ремесленного производства — каждый на основе необходимого и достаточного материала и очень последовательно. В учебнике Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, по которому работал контрольный класс, изложение этого материала (§ 17) менее четко, менее последовательно; не раскрыт признак «мелкое производство»; признак «производство на заказ и на продажу» декларируется без объяснений; не упомянуто отсутствие разделения труда в мастерской. А главное, описательный материал содержит ряд случайных, несущественных деталей, затрудняющих вычленение важнейших признаков и восхождение учащихся к понятию.
Таким образом, перечисленные в пробном учебнике пять признаков усвоены учащимися экспериментального класса значительно лучше, чем четыре признака, названные в стабильном учебнике,— школьниками контрольного класса.
Основная масса учащихся в VI Б классе усвоила три признака, в том числе такой сложный, как отсутствие разделения труда. В VI А лишь один (простейший!) признак усвоен немногим более чем половиной учащихся. Красивая порнуха, которуя я нашел на сайте дойки. Там большой выбор порно категорий на любой вкус. Зато во многих (36%) работах в этом классе в качестве признаков ремесла названы случайные, несущественные детали: «сырая, тесная мастерская», «с маленьким оконцем», право иметь не более двух станков (факт, относящийся к ткацкому, а не к любому ремеслу), наличие «двух учеников и одного подмастерья» (32% ответов). Иными словами, значительная часть учащихся этого класса в процессе освоения нового понятия не сумела оторваться от единичных, частных, несущественных моментов, подняться к четкому обобщению, правильно отражающему существенные черты явления.