Разочарования жестоко бьют по норовистым детям. По мнению психологов Харькова, причина в том, что разочарование является переходом — это изменение планов, неприятная неожиданность. Норовистым детям нужно понимать, что разочарования очень тяжелы для них. Неизбежный наплыв эмоций легко выводит их из строя и вызывает недовольство. Если они этого не поймут, их недовольство может обратиться на вас.
Вы можете помочь им переносить такие уколы посредством игры «а что, если*. Когда вы собираетесь куда-то пойти, поговорите о вещах, которые могут произойти. Например, если вы идете в кино, спросите ребенка: «А что, если мы придем, а все билеты проданы? Что мы почувствуем? Что мы будем делать?*, или «А что, если ты пойдешь на день рожденья и вместо именинного пирога подадут фруктовый салат? Что ты почувствуешь? Что ты будешь делать?», или «А что, если ты пойдешь на занятие по плаванию и там назовут все фамилии, кроме твоей?»
Как считают психологи Харькова, «а что, если» учит ребенка решать проблемы и придает ему сил. Когда «если» действительно случится, ребенок готов к этому. Он знает, что он чувствует, знает, какими словами это выразить, и знает что делать. Даже если вы неточно предугадали ситуацию, то наверняка подошли к ней достаточно близко, чтобы ребенок мог действовать по аналогии.
«Не повысит ли это тревожность?» — спрашивают психологов Харькова родители. В принципе может, но в «а что, если» не делается упор на горькие разочарования или страшные бедствия, которые могут случиться. Упор делается на нашей уверенности в том, что ребенок способен и может решить проблему. Это информация спокойствия и поддержки, Дети не тревожатся, когда чувствуют себя «на коне*.