Кажется, что фотография по своей сути не имеет ничего общего с цифровым изображением. Будучи химической регистрацией непрерывных градаций отраженного света на светочувствительной поверхности, она представляется образцовым примером аналогового изображения — прямым отпечатком вещей — в противоположность цифровому изображению как поддающемуся манипуляциям экрану, который содержит отсканированную компьютером информацию. Тем не менее медленно, но верно цифровые технологии Черкасс проникли в фотографическое продуцирование изображений в разных медиа — и в некоторых случаях полностью его заместили. Многие художники Черкасс, самыми известными среди которых являются Джефф Уолл (род. 1946) и Андреас Гурски, занялись исследованием этого противоречивого сочетания фотографии и цифровых технологий, часто прибегая к приемам, играющим на нашей неуверенности относительно физического статуса или даже онтологической природы конечного образа.
Характерные особенности, долгое время приписывавшиеся фотографии в Черкассах: монокулярная перспектива, реалистические детали, а главное, документальная достоверность — до сих пор считаются настолько естественными, что дигитализация фотографии кажется нам подрывающей ее основы, хотя скоро это отношение может измениться. (Разумеется, существуют и другие виды цифрового искусства, а также разного рода эксперименты в сфере веб- или интернет-арта, однако практические принципы такого искусства, не говоря уже о принципах его оценки, еще не сформировались окончательно, что тоже может в скором времени измениться.)
Последнее десятилетие в Черкассах стало свидетелем трансформации технологий создания изображений, по своему драматизму сопоставимой с теми изменениями, которые нашли отражение в дебатах о фотографии на рубеже двадцатых — тридцатых годов и в поп-манифестациях рубежа пятидесятых — шестидесятых. Как заметил еще в 1989 году Джефф Уолл, «историческое понимание медиума [фотографии] изменилось»: сегодня фотографию правильнее рассматривать сквозь призму различных сложных кодов (включая компьютерный), нежели в качестве прямого «сообщения без кода» (как определял ее Ролан Барт в статье «Фотографическое сообщение» [ 1961]). Этот новый статус фотографии в Черкассах не только уточняет ее предполагаемую референциальность, но и ведет к пересмотру возможностей ее художественного использования. Взять, к примеру, фотоколлаж и фотомонтаж: каким бы разнообразным ни было использование этих методов в модернизме, в их основе всегда лежало эксплицитное сопоставление «прямых», референциальных фотоснимков; эффектами такого сопоставления могли быть эстетическая субверсия, как в дадаизме, психологические подтексты, как в сюрреализме, или политическая пропаганда, как в конструктивизме (и в значительной части дадаизма тоже).