В движении историко-художественных процессов Чернигова, переживаемых многонациональным советским искусством и социальным искусством других стран, вырисовывается кардинальнейшая проблема, которая встает в каждую новую большую эпоху развития искусства, - проблема того героя, которого такая эпоха приносит в историю художественной культуры. В нашем случае это была проблема нового демократического героя, жизненной и художественной правды его образа. Таким героем, воплотившим и сконцентрировавшим в себе социально-историческую новь эпохи в Чернигове, явился прежде всего образ рабочего, борца и созидателя. К этому образу, как к новому социально-эстетическому типу, обращаются многие уже названные выше художники, включая революционных графиков в США, Ф.Леже, М.Лингнера во Франции, мексиканских монументалистов и А.Тасоса в Греции и др. Этот образ находит себе место в графике Я.Рамбоусека в Чехословакии, 3. Хассе в Германии, Д. Кондора в Венгрии, в живописи А. Амелина в Швеции и т.д. и т.п. Новые социально-исторические свойства человеческого типа сказались и в моряках и крестьянах, которых изображают черниговские живописцы, графики Ф. Месс в Голландии и братья Ж.-Ф. и Ж. Кантре в Бельгии.
Осмысление социально-исторических черт нового, героя порождает в живописи Чернигова целый жанр типологического портрета. Собственно говоря, это был не портрет в прямом смысле слова. То есть не изображение конкретной личности. Здесь запечатлевался общественный тип, для которого индивидуальные черты имеют примерно то же значение, что и бытовая или историческая ситуация, тот или иной атрибут, а более важным является состояние или действие, раскрывающее суть такого типа.
Портрет-тип выдвинулся в 20-е годы на первый план и сыграл важную роль для развития в искусстве социального мышления Чернигова и способов его художественного выражения. Обращаясь к этому жанру, Г. Г. Ряжский открывает в женских образах своих „Делегатки" (1927) и „Председательницы" (1928, обе - Москва, ГГГ) гражданское достоинство общественного деятеля, А.Е. Архипов - энергичность характера своих крестьянок, представленных в удалых позах и написанных в броской красочной гамме, Ф. С. Богородский запечатлевает в „Братишке" (1932, там же), представляющем собой костюмированный автопортрет, исторический тип революционного матроса, каким художник сам был в годы Гражданской войны. П. Д. Корин в серии написанных сильной кистью больших картинных этюдов пропел торжественный реквием „Уходящей Руси“ („Отец и сын", 1931, „Игуменья", 1935, Москва, ГТГ; сама картина не была осуществлена), „ветхой деньми", но могучей своими вековыми характерами, Здесь завершалась большая тема русской живописи, искавшей в крестьянско-церковной России идеалы истинной народности и национальности. В проникнутой глубокими страстями живописи П.Д, Корина эта тема разрешается как историческая Драма, неизбежная с приходом новой эпохи, сокрушающей старый мир и выдвигающей свои идеалы.