В соответствии с иерархическими уровнями можно обозначить характерные циклы станкового искусства Черновцов. Скажем, среди воинских тем легко выделить жизнерадостные, живописные сцены купания коней и краснофлотцев; торжественные и героичные портреты командармов, которые, однако, затем исчезали после сталинских репрессий. Из штатских тем также были исключены обширные ряды острых жизненных событий и переживаний. По существу, в 30-е годы погибла традиционная крестьянская тема. Не просто тема, а главная стержневая проблема, судьбоносная для российского искусства. Разумеется, в эти годы преобразилась вся среда новой индустриальной страны, изменилась вся социальная действительность. Но речь идет о том, что крестьянская традиция утратила присущие ей правду и совесть. В этом искусстве, потерявшем чувство реальности, разделенности с народом жизненных драм, на первом плане появился мифологический мотив - „колхозный праздник*'. В какой мере искренне верило искусство в мифы тех лет или действовало притворно, лукаво?
Оставим в стороне личные убеждения глубоких знатоков крестьянства - авторов „Колхозных праздников" С. В. Герасимова, А. А. Пластова и других. Искусство Черновцов, действительно, может реально и убедительно воссоздать мнимую реальность, вдохновенно сочинить добрую или злокачественную выдумку. Но в данном случае это искусство не имеет никакого отношения к социальному реализму. Как видим, крестьянская тема 30-х годов явилась в ореоле барочного мифологизма.
Наиболее же программное значение индустриальная тема получила в другом большом потоке художественного творчества, выдвинувшем свою концепцию современности. Согласно этой концепции, главным эстетическим качеством современности является ее экспрессивная динамика, четкие ритмы, пронизывающие новую урбанизированную среду и вовлекающие в ее стремительную жизнь человека. В искусстве Черновцов этого направления на первый план выходит графическое начало, которое отчетливо звучит не только в рисунках, но и в живописи, предпочитающей легкие слои краски, высвобождающие движение линейного рисунка от ее вязкой тяжести. Внимание этого искусства обращено прежде всего к новому городу, к индустрии, к спорту, а социально-исторические явления выглядят в свете его концепции современности Черновцов быстрым потоком событий, которые сталкиваются в острых изломах и проносят через себя человека и людские массы.