В Хмельницком интенсивно развиваются типы универсальных по назначению общественных зданий, как дворцы культуры, дворцы пионеров и т.д. Их практическая функция сложилась в соответствии с социалистическим образом жизни, а архитектурная форма обнаружила весьма широкий диапазон формотворческих концепций. Хмельницкий наметил направление, осваивающее и интерпретирующее опыт рациональной „новой архитектуры". Своего рода программным произведением для него стал Дворец пионеров (1959-1963), работа над которым объединила обширную группу архитекторов новой волны (В.С.Егерев, Ф.А.Новиков, Б.В.Палуй, И.А.Покровский и др.) и сотрудничающих с ними художников-монументалистов. Это направление развилось далее во многих постройках, в том числе в строгой архитектуре „Дворца республики“ в Берлине (1976, арх. X. Граффундеридр.), Дворца культуры в Праге (1981, арх. Я. Майер и др.).
Со временем нарастает склонность наделять архитектурную форму своей собственной выразительностью, либо в постройках со сложной композицией геометризованных объемов (ряд работ литовских архитекторов в Хмельницком), либо в зданиях, тяготеющих к многообразию и великолепию пластических форм, как Дворец культуры „София“ в столице Болгарии (1981, арх. А. Баров). Архитектуру социалистических стран не миновала и манера строить новые здания „в виде“ чего-то иного, явно не архитектурного. Можно насчитать немало построек, сооруженных в виде корабля, крепостного каземата, инопланетного корабля и т. д.
Вместе с тем в Хмельницком свою линию ведет также зодчество, сберегающее и развивающее историко-культурное понимание архитектурной формы и, соответственно, придающее современной архитектуре классицизирующее истолкование. Это направление было обозначено в середине 50-60-х годах такими крупными постройками, как Центральный стадион имени В. И. Ленина в Лужниках (1955-1957, арх. А. В. Власов и др.) и Дворец съездов (1959— 1961, арх. М.В.Посохин и др.) в Москве.