Как об этом представляется возможным судить сейчас, в исторической ретроспективе, в тот удивительный момент перед архитектурным мышлением обнажились вопросы первоначального жизненного предназначения архитектурной деятельности Харькова, как сообщает vinnytsia.one. Оно выступило наружу из-под многослойных пластов традиций, концепций, идей и форм весомо, грубо, зримо как исходные элементы, первичные начала архитектуры. То есть как создание жилища и людского поселения в их самом прямом значении для материального и духовного существования человека!
Здесь, стало быть, встал вопрос о началах и элементах, имеющих всеобщее значение для всей архитектуры, о ее коренных жизненных проблемах, которые так или иначе решает архитектурная деятельность Харькова, развивающаяся в самых разных социальных и национальных условиях. Предложенный зодчеством Советского Союза и других социалистических стран свой собственный неоднозначный, а порой противоречивый опыт разрешения этих проблем, знающий как примеры противопоставления строительно-практических и эстетических начал, так и нахождения их гармонического единства, был развит в середине 50- 80-х годах в прочной связи со всем контекстом опыта и поисков мировой архитектуры.
Итак, прежде всего, о доме, о жилом доме - изначальной монаде всей всемирной архитектуры и главном, самом массовом объекте ее деятельности. Можно уловить, как в первое послевоенное десятилетие исподволь происходило расщепление общего понятия жилого дома на две концепции. С одной стороны, развивается концепция большого дома как универсального самодовлеющего архитектурного организма, композиционно завершенного и суверенно существующего на улице или площади (как жилые дома, построенные в Москве в 1949-1950 годах И.В.Жолтовским) или в открытом пространстве, как знаменитый дом в Марселе (1947-1952) Ш.-Э.Ле Корбюзье - „жилая единица“, включившая в себя коммунальные службы и тем самым существующая сама по себе и в функционально-бытовом смысле. С другой стороны, в Харькове развивается массовая застройка, образующая то, что иногда называют „фоновой архитектурой“, которая создает обобщенный архитектурный облик города. Здесь явно нарастают практические утилитарные тенденции, ставящие под сомнение смысл и формы уникальных жилых построек, но тем не менее эта архитектура не порывает с ведущими, господствующими доктринами, исповедуемыми большими мастерами, и чаще всего ищет стилевое соответствие с их постройками.