Хочу подчеркнуть еще раз, если мать мало играет с ребенком и не обращает внимания на развитие каких- то определенных навыков в первые шесть месяцев жизни, большинство из этих навыков все же в раннем младенчестве появляется. Тем не менее я уверен, что для ребенка наиболее полезен именно ранний опыт. Если вы создадите благоприятные условия для упражнения появляющихся навыков, то я полагаю, что обучение и воспитание ребенка пойдет лучше, а его жизнерадостность возрастет. Однако имейте в виду, что, если хватание (основной конкретный навык) не появится точно по расписанию, нет абсолютно никаких оснований беспокоиться. Если же ребенок начал хватать предметы на два-три месяца раньше большинства других детей, не следует придавать большого значения и этому факту. Механизм обучения и приобретения навыков в ранний период жизни очень сложен.
Интеллект. Вы поможете развитию основ интеллекта у ребенка, если будете давать ребенку рассматривать и ощупывать разнообразные вещи, а также перемещая его по дому. Сказанное вовсе не означает, что ребенок нуждается в постоянном изменении обстановки, но все же не стоит оставлять его в манеже или кроватке на 6—7 часов в день. Пожалуй, важнее всего для развития интеллекта ребенка в III фазе—это класть недалеко от него предметы, которые он мог бы изучать и брать в руки;
Эмоциональность. То удовольствие, которое малыш получает от жизни, его умение радоваться значительно возрастут, если вы немного поиграете с ним. Эти игры так эмоциональны, милы и забавны! Хотите сделать девушке подарок? Закажите часы Пандора и она будет в восторге.
Двигательные и сенсомоторные навыки. Главная забота ухаживающего за ребенком взрослого состоит в том, чтобы не опережать развития. Спеленывание, выкладывание на живот или на спину, если делать это постоянно, могут помешать ребенку поворачиваться с боку на бок, распрямлять руки и ноги, переворачиваться и хватать предметы под контролем зрения.
Социальные навыки. Когда малыш плачет, откликнитесь на его зов со всей возможной для вас быстротой. Обязательно отвечайте на гуление ребенка. Он вскоре усвоит связь между произнесением своих звуков и вашим приближением и присутствием, а также с тем удовольствием, которое он от этого получает, или с уменьшением дискомфорта.
Речь. Разговаривая с малышом, вы способствуете развитию его речи. Ваш разговор с малышом должен быть о том, на что в данный момент направлено его внимание. Мы поговорим еще об этом в связи с вопросом об усвоении речи ребенком-ползунком.
Поощрять интерес к внешнему миру (любопытство). Если вы постараетесь следовать нашим советам в отношении развития конкретных навыков ребенка, его обучения и воспитания, то скоро убедитесь, что его интерес к миру возрос.