Подготовка
Если вы хотите, чтобы участники сами заполняли опросники, аккуратно распределите текст на бумаге.
■ Оставьте много места для ответов.
■ Включите не более пяти вопросов.
■ Имейте в виду, что большинство людей отвечают только на вопросы типа «да/нет» или «отметьте галочкой». (Очень немногие пишут комментарии.)
■ Учтите, что опрос по почте позволит собрать очень мало данных, и вы должны точно знать, кто заполнил опросный лист. Думаете как заработать в интернете? Попробуйте создать сайт.
Запись результатов
■ Ведите аккуратные записи.
■ Сводите данные в таблицу.
■ Придумайте простой способ сбора данных. Данная таблица позволила бы исследователю быстро и однозначно понять, какую гарнитуру шрифта предпочитает респондент и зависимость ответа от статуса и пола.
В учебный проект, основанный на качественном исследовании, обычно включают только одного-двух участников. Однако умение задавать вопросы побудит респондента отвечать подробно. Приготовьте себе подсказки, которые вежливо направят опрашиваемое лицо вернуться к теме обсуждения. Например:
■ Я бы хотел спросить вас подробнее о том, что вы упомянули ранее...
■ Это очень ценно. Спасибо. Я бы также хотел спросить вас о...
Несколько открытых вопросов дадут вам множество информации. Ее анализ потребует определенного времени. Для качественного исследования:
■ Хороший вопрос — открытый вопрос. Он предполагает более развернутый ответ, чем «да» или «нет».
■ Хороший вопрос фокусирует внимание. Респондент отвечает на вопрос, который вас интересует.
■ Хороший вопрос приглашает респондента рассмотреть проблему с разных сторон. Например, «Какие преимущества дает участие в пилотном исследовании?» и «Какие могут быть недостатки?».
■ Хороший вопрос лишен предвзятости. Он не наводит респондента на определенный ответ (как, например, «Я полагаю, вы считаете, что участвовать в этом плохая идея?» или «Я слышал, что вам понравилось участвовать?»).