Совместная деятельность, равно как и индивидуальная, самостоятельная деятельность не могут быть охарактеризованы как некие линейные процессы, прямые взаимообмены, весь процесс познания, идентификации, осмысления в действительности сложен и не однозначен. Для новых аспектов в исследовании деятельностного подхода важно следующее: «Поскольку носителем мыследеятельности является всякий раз конкретная этноконфессиональная, профессиональная общность, то решение личностью конкретных задач осуществляется на основе механизмов идентификации с идеальными воображенными позиционными фигурами, отнесенными к этой общности. Следующим шагом является выявление расхождений между воображенной позиционной структурой, характеризующей общность для личности, и ее реальной организацией, устройством общности. Таким образом, помимо позиционной идентификации себя с общностью и построением позиционной идентичности себя в общности, одновременно осуществляется процесс аутентизации - установления меры подлинности понимания данного коллектива и соответствия данной общности конкретному используемому позиционному символизму». В процессе мышления смысл не может появляться сразу, он накапливается постепенно и приводит к пониманию и далее снова к размышлению.
Само явление контакта, взаимопонимания - это уже психолого- педагогическое явление, требующее анализа и исследования. На это указывал и Г.П. Щедровицкий, когда обращал внимание на необходимость изучения педагогикой сразу трех представлений о человеке: как элемента социальной системы, самостоятельного сложного организма и биологического существа. «Речь идет о принципиальной гипотезе, связывающей внутреннее “устройство” человека, в том числе его “психику”, с теми воздействиями на него, которые производятся обучением и воспитанием» [Щедровицкий, 1995, с. 394]. При проектировании надо исходить «из органической связи отдельного человека и общества», само педагогическое проектирование человека необходимо для целей обучения и воспитания, их содержания, и важна такая сторона процесса, как «само учение, или особая деятельность детей по овладению заданными им нормами деятельности». Возможно вам понадобится обувь крокс.
При моделировании перспективны «модели-конфигураторы», которые расширяют предмет педагогических исследований, так как они вызывают необходимость обращения к психологии, социологии, эргономике, логике, этике и эстетике. По мнению Г.П. Щедровицкого, на разумность и полезность ориентированы такие модели, как человек будущего, динамики малых групп, содержание обучения и воспитания, стимулы учебной деятельности, ситуаций обучения и взаимной деятельности. Здесь возможны элементы прогнозирования, которые естественным образом способствуют анализу динамики развития.