Эта индивидуальность восприятия представляется не менее важной, чем реакция большой экскурсионной группы, и нужно, чтобы для нее создавались архитектурно-планировочными и организационными средствами необходимые условия, чтобы коллектив-нос не мешало индивидуальному и наоборот.
Среди утвердившихся ритуалов следует специально отметить организацию у памятников почетных караулов пионеров и школьников. Такие караулы установлены, например, в центральном мемориале Новороссийска, у памятника павшим героям в Алма-Ате и во многих других городах дети, добивающиеся права участвовать в почетном карауле и затем с высоким чувством ответственности и достоинством несущие эту обязанность, учатся уважению к великому прошлому своей страны, к понесенным ею жертвам, учатся патриотизму, гражданственности и чувству долга. Но прекрасно работает и совсем другой контингент экскурсоводов - из числа Молодежи. Студенты-историки, комсомольцы и старшие школьники порой ведут удивительный по силе и эмоциональности рассказ, выступают талантливыми и убежденными пропагандистами, умеют заинтересовать, увлечь посетителей драматизмом повествования, собственной взволнованностью, обратить внимание на наиболее важные и яркие факты. Возможно вам понадобятся пластиковые плафоны.
Генеральный план монументальной пропаганды позволили бы избежать однообразия в сооружаемых памятниках, правильнее распределять ассигнования, поставив преграду распылению средств, устранить многие другие недочеты, которые неизбежно возникают в таком огромном но своим масштабам и значению деле. Элементами, составляющими такой план, явились бы планы монументальной пропаганды, разработанные для каждого города, района, области, республики.