Нет ли здесь аналогии с «большой» наукой, где в наши дни так часто лучшие идеи рождаются па стыке обособленных в прошлом научных дисциплин? Четкие, казалось, раз и навсегда установленные рамки отдельных видов искусства давно очертили сферу действия каждого из них. Было хорошо известно, что доступно и что недоступно архитектуре, живописи, скульптуре и другим, не только пространственным, но и временным видам художественного творчества.
Вдохновляясь самобытной пространственностью и пластичностью великой готики, зодчий нового времени работал как ваятель, придав и общему силуэту огромного собора, и каждой его детали архитектурно-скульптурную форму. Когда при повороте с проспекта на зеленый сквер перед вами неожиданно вырастают высокие и ажурные башни Саграда Фамилья, даже тем, кто знал этот собор по рисункам и фотографиям, кажется, что вы встретились с чудом, с гигантским монументом, изваянным неукротимой фантазией талантливого скульптора, воплотившем в камне свой самый красочный и феерический сон. Хотите научиться водить автомобиль? Вам поможет автоинструктор.
Подойдя ближе и войдя внутрь, вы не перестаете удивляться богатству пластических форм, умения автора скульптурировать любую, веками канонизированную архитектурную деталь, будь то колонны или нервюры свопов оконные проемы или балконные ограждения. Даже кресты на башнях, кажется, более чем канонический элемент, освященный к тому же строгими правилами культа, у Гауди больше похожи на огромные и яркие цветы, склонившие свои головы вниз, чтобы их можно было лучше разглядеть. Порталы входов и завершения отдельных частей сооружения вообще приобретают чисто скульптурные изобразительные формы, напоминая об архитектурном происхождении только своим местом в структуре здания и продиктованными им очертаниями и размерностью.