Развитие голографии может сделать ее не только реальностью, но и «пройденным этапом». Жизнь и практика свидетельствуют об обратном процессе, о подлинной интеграции искусств, при которой каждый из его видов расширяет свои границы за пределы смежных областей, добиваясь при этом новой художественной выразительности, глубины проникновения в существо жизненных явлений.
Но и скульптура не остановилась в своем развитии. Незыблемая, рассчитанная «на вечность» в своих монументальных произведениях - городских памятниках и монументах,- она вдруг нашла для себя новые «экспозиционные» формы существования в городе (об этом мы будем говорить ниже), создавая своего рода театрализованные мизансцены, по-новому организуя городской интерьер.
Классически цельным примером такого сращения двух искусств, в котором они объединены больше, чем музыка и поэтическое слово в песне, чем декорация и актерское мастерство в театре, может послужить знаменитый храм Саграда Фамилья в Барселоне, строительство которого, начатое в 80-х годах прошлого столетия, продолжается до сих пор и не известно, как долго еще продлится. Храм этот, хотя и созданный Антонио Гауди в строгих законах архитектурной статики, скорее вылеплен им, высечен, чем сложен из камня. Возможно вам понадобится справка для бассейна.
В «пограничной полосе» образовалась своего рода «ничейная земля», которая сегодня активно осваивается со всех сторон, не говоря уже о том, что в поисках новых средств выразительности архитекторы и художники порой стали смело вторгаться в области искусства, им ранее не принадлежавшие, создавать новые жанры и формы творчества. История показывает нам, что порой синтезирующее начало бывает таким сильным и самодовлеющим, что возникают произведения, в которых невозможно разделить образующие их искусства, разграничить, например, архитектуру и скульптуру.