Та же высшая форма взаимодействия искусств отчетливо прослеживается в творениях эпохи Возрождения, барокко, классицизма. Лоджия Воспитательного дома и капелла Пацци во Флоренции, Собор св. Петра и Иль-Джезу в Риме, Версальский дворцовый комплекс и ансамбль Лувра, испанский Эскориал и строгий северный Риджент-стрит в Лондоне - все это хрестоматийные, но может быть и самые яркие из бесконечного ряда примеров того, как великие творения прошлого объединяли архитекторов и художников в их стремлении к прекрасному, к вдохновенному художественному совершенству.
Удивительное ощущение целеустремленного единства дают нам примеры древних египетских храмовых комплексов в Карнаке, Абу-Симбеле, Луксоре, в которых архитектура, скульптурные рельефы, статуи и монументальная живопись не только строго подчинены общей идее в ее широком религиозно-философском значении, но часто вообще объединены в единое неразделимое целое. Нужны срочно деньги? Загляните в ломбард планшетов. Здесь вам предложат за него хорошую стоимость.
Как свидетельствует история, периоды становления крупных художественных направлений, расцвет каждого большого стиля всегда способствовали взаимопониманию творцов различных видов искусства, объединению их усилий для решения тех социальных и художественных задач, которые ставила перед ними жизнь.
Вспомним русское искусство: древние церкви с золотыми шлемами куполов на узорчатых барабанах; такие удивительно скульптурные в своих сдержанных архитектурных объемах, возвышавшиеся среди россыпи потемневших от времени или свежевыструганных бревенчатых изб; белокаменные стены, изукрашенные тонкой резьбой, где живут все вместе звери и птицы, князья и святые, цветы и сказочные растения. Эти церкви расписывал Андрей Рублев, тот самый художник, который, по словам поэта, «так писал обычные иконы, так краски брал у поля и зори, что перед тем, как издавать законы, его иконам кланялись цари...».