Индивидуальная деятельность, как ничто другое, предоставляет педагогу широкие возможности для содействия развивающейся субъектности ребенка. Сама по себе индивидуальная деятельность не гарантирует такого развития, т. к. основанная на интересе, часто ограничивается интересом и эмоциональным порывом. Нужны некоторые влияния педагога для инициирования индивидуального осознания себя в этой деятельности. Они направляются на мотивационную сферу деятельности, активизируя психологический механизм мотива.
Такое осознание складывается:
♦ из осмысления ребенком личных отношений к тому, что он совершает («Я хочу..., потому что мне...»);
♦ из осознания своих сил, направленных на достижение цели («Я смогу это сделать, так как...»);
♦ из оценивания качественности результата, им получаемого, и обстоятельств, повлиявших па результат (Получилось..., потому что я... и потому что мне...»);
♦ из проецирования деятельности в будущем, видоизмененной после оценки и анализа («Теперь я всегда буду..., для того, чтобы...»);
♦ из четкого вербального оформления таких рациональных усилий («Я постараюсь выразить яснее свое отношение...»);
♦ из ситуационного противостояния внешним воздействиям, направленным на разрушение индивидуальной позиции по отношению к свершаемой деятельности («Несмотря на то, что не все так..., я все-таки..., потому что...»);
♦ из сопряжения своей индивидуальной деятельности с деятельностью Другого («Я так сделал, чтобы другим..., чтобы они..., чтобы мы все...»);
♦ из осознания меры влияния собственной деятельности на окружающую предметную и социальную среду («Я вижу, что теперь..., заметил, что когда я..., и мне нравится, что теперь то, что я сделал...»);
♦ из самооценки личностью ребенка своего индивидуального «Я» («Я понял, что я..., себя я оценил бы..., о себе я подумал, что...»). Решили открыть свою фирму? Пройдите процедуру регистрации http://drinktime.ru/law/413-registraciya-fop-i-registraciya-flp-v-notarialnoy-kontore-a-evgenii.html и получите все необходимые документы.
Итогом такой работы — она не отнимает у детей и педагога много времени — становится привычка осмысливать производимое. В свою очередь, формирование такой привычной установки на анализ происшедшего и свершенного порождает установку на предвидение последствий того, что воспитанник планирует сделать: прежде чем он приступит к действиям, его сознание оценивает ожидаемый результат и предварительно вносит в проекцию действий очень важные коррективы. Индивидуальность субъекта радикально отличает личность от индивидуальности как жертвы и продукта случайных обстоятельств.